«ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
Известная булгаковская пьеса претерпела немало постановок, поскольку является одной из самых известных и популярных..
Гибель в час полуденный |
19-03-2025 |
Из всех чудес, совершенных молодым Шекспиром, «Ромео и Джульетта» — наибольшее. Эта трагедия — один из самых поразительных актов творческого откровения во всей истории мирового искусства.
Если Шекспир развил и углубил жанр хроник, то сами по себе «chronicl plays» на английской сцене существовали издавна; если он создал новый тип комедии, то процесс их созидания был относительно (для шекспировских темпов) медленным; новое завоевывалось постепенно.
«Ромео и Джульетта» была рождена сразу, что называется одним взмахом пера. У этой пьесы не было предшественников, она явила собой новый, невиданный тип трагедии.
Жанр этот, представленный величайшими образцами древней классики, закрепленный авторитетом Аристотеля и детально разработанный во миогих пиитиках, оставался в наибольшей степени канонизированным, не терпящим никаких изменений.
Жестокие страсти и черное злодейство были обязательным атрибутом высокого жанра. Образцом такой драматургии считался «Тиест» Сенеки. Читая эту трагедию, и по сей день содрогаешься. Именно этого эффекта и добивался ранний трагический театр Ренессанса.
Атрей, мстя своему брату, убивает его двух детей и, приготовив из них кушанье, потчует Тиэста. Еще не зная, о судьбе своих сыновей и тревожась за них, последний после трапезы спрашивает брата:
Готовишь ли их в пищу диким птицам, Иль лютый зверь терзает их тела?
Атрей
Ты сам сожрал их в пире нечестивом.
Тиэст
Какие вопли я издам, несчастный, И где найду слова? Я вижу, вижу Отрубленные головы и руки И раздробленных голеней следы... Внутри меня утробы их крутятся, И, запертые, просятся на свет.
.. .Где мера преступленью?
Атрей
Есть мера преступленью, но для мести Пределов нет.
(Перевод Сергея Соловьева)