Гибель в час полуденный

19-03-2024

Из всех чудес, совершенных молодым Шекспиром, «Ромео и Джульетта» — наибольшее. Эта трагедия — один из самых поразительных актов творческого откровения во всей истории мирового искусства.

Если Шекспир развил и углубил жанр хроник, то сами по себе «chronicl plays» на английской сцене существовали издавна; если он создал новый тип комедии, то процесс их созидания был относительно (для шекспировских темпов) медленным; новое завоевывалось постепенно.

«Ромео и Джульетта» была рождена сразу, что называется одним взмахом пера. У этой пьесы не было предшественников, она явила собой новый, невиданный тип трагедии.

Жанр этот, представленный величайшими образцами древней классики, закрепленный авторитетом Аристотеля и детально разработанный во миогих пиитиках, оставался в наибольшей степени канонизированным, не терпящим никаких изменений.

Жестокие страсти и черное злодейство были обязательным атрибутом высокого жанра. Образцом такой драматургии считался «Тиест» Сенеки. Читая эту трагедию, и по сей день содрогаешься. Именно этого эффекта и добивался ранний трагический театр Ренессанса.

Атрей, мстя своему брату, убивает его двух детей и, приготовив из них кушанье, потчует Тиэста. Еще не зная, о судьбе своих сыновей и тревожась за них, последний после трапезы спрашивает брата:

Готовишь ли их в пищу диким птицам, Иль лютый зверь терзает их тела?

Атрей

Ты сам сожрал их в пире нечестивом.

Тиэст

Какие вопли я издам, несчастный, И где найду слова? Я вижу, вижу Отрубленные головы и руки И раздробленных голеней следы... Внутри меня утробы их крутятся, И, запертые, просятся на свет.

.. .Где мера преступленью?

Атрей

Есть мера преступленью, но для мести Пределов нет.

(Перевод Сергея Соловьева)


Смотрите также:
 В направлении Шекспира
 Мирообъемлющий гений. На высшем этапе.
 Полунагой безумец Том — не только маска Эдгара
 Сердечный кризис ослепил Отелло
 Трагедия сердца

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: