«БЕГЛЕЦ»

09-10-2024

Рассказ Распутина «Беглец» поднимает довольно серьезную и актуальную тему дезертирства. О чем думает человек, когда принимает такое решение, каковы вопросы совести в данный момент, почему это так часто происходит.

Если говорить о спектакле, то это, своего рода, превращение. На сцене появляется совершенно иной смысл, о котором читатель не задумался бы, а вот зрителю, получается повезло, он открывает для себя произведение с другой стороны. В книге мы видим достаточно много персонажей, знакомимся с их жизнью, для того, чтобы глубже вникнуть в проблему. На сцене же остается лишь три героя, среди которых Андрей, сбежавший с фронта, его жена Настена, отец Андрея Михеич, которому остается только догадываться о судьбе сына.

Настена, роль которой исполняет Светлана Варганова, предстает перед зрителем в образе сказочной героини. Она одновременно живет в двух параллельных мирах. В том, о котором мечтает, и в том, где реально существует. В быту она рядом с Михеичем, с бытовыми проблемами и неразрешимой ситуацией, в которую попал ее муж. В грезах же своих она бесконечно счастлива с Андреем. Более того, Настена выступает в роли защитника этого сказочного мира. Для того, чтобы зритель проникся ее ролью режиссером была поставлена сцена, где в спектакле появляются фольклорные мотивы, много музыки. Здесь герои уже не индивидуальности, а народные обобщенные образы, они исполняют частушки. То, о чем мечтает Настена, как будто выпадает из времени. Эти сцены помогают надеяться и верить в лучшее будущее, в то, что безвыходное положение превратиться всего лишь в сон, в фикцию. Конечно, это парадокс, но именно этот метод позволяет еще и усилить особое восприятие зрителем судьбы главного героя Андрея. Понять, насколько сложна его ситуация, когда он не может вернуться в семью, и показаться на глаза соседям. Теперь его окружают лишь непроходимые болота и лес.

Настена – поистине сказочная героиня. Это мы видим и у самого Распутина. Это особый обобщенный образ, олицетворяющий собой жертвенность. Такой мотив прослеживается не только в русских сказках, но и среди андерсеновских персонажей, когда героиня жертвует своей жизнью ради любимого. Стоит вспомнить только Русалочку из одноименной сказки или Эльзу из «Диких лебедей». Эти героини, положив на чашу весов свою жизнь с одной стороны, а с другой – любимых, выбирают второе. Причем в их психологии даже нет других вариантов. Настена является одной из них, такой же жертвой. Она бросается в воду, убегая от преследователей, чтобы Андрей не был найден. Но думает ли она последствиях, о том, нужно ли это тому же самому Андрею? Нет. Вот поэтому мы можем говорить о том, что этот образ женщины, которой нет места нигде, ни в семейной жизни, ни в обществе.

Благодаря мастерству Светланы Вургановой образ Настены наполняется особым светом, романтичностью и женственностью. В данном случае мы можем говорить о пластичности образа. Настена не так проста. Это мечтательная героиня, которая наряду со своими грезами способна мыслить прагматично. Она всегда энергична, постоянно в движении. Андрей – это ее судьба, поэтому ради него Настена готова даже понести наказания, разделив его вину.

Настена существует и действует вне системы координат. Ей позволено жить в обоих мирах. Она может видеться с Андреем, чего никогда не получится у Михеича, и быть среди людей, о чем можно забыть ее мужу. Андрею же путь в общество отрезан. Постепенно этот герой превратиться в дикого зверя, поскольку его душевные терзания смешаны с полнейшей изоляцией.

Роль Андрея исполняет Василий Реутов. Это очень напряженный образ. Герой много думает, пытаясь осмыслить свое существование. В момент, когда он узнает, что Настена беременна, его сознание переворачивается, поскольку жизнь может стать иной. Но это только одна сторона медали. С другой стороны стоит общество, которое не позволяет ему воплотить свою истину. Да и истина эта двоякая.

Крайне удачен в спектакле образ Михеича, которого очень талантливо исполнил Георгий Штиль. В самом начале работы над пьесой режиссер А. Корнионов не вписывал в нее этот персонаж, рассматривая лишь двоих героев. Но в итоге передумал, и, нужно сказать, что не прогадал. Пьесе нужен Михеич. Именно благодаря этому персонажу та недоступная теперь для Андрея жизнь приобретает свою реальность, поскольку Настена, как говорилось ранее, персонаж далеко не реалистичный. Двойственность характера Андрея, его внутреннюю разобщенность подчеркивает полярность двух остальных героев.

Штилю удалось создать характер Михеича несколько по-иному. И как бы Андрей не отрицал своим поведением реальный мир, он существует, и он не так уж страшен и враждебен. Здесь тоже любят, страдают, способны сочувствовать и прийти на помощь.

Спектакль менее сюжетен, чем произведение Распутина, но это не отнимает у него психологизма. В повести, как кажется читателям, много совпадений и случайностей, явившихся в последствии роковыми. Если бы обстоятельства сложились иначе, жизнь героев стала бы другой. В спектакле по-другому. Итог здесь закономерен. Те, кто создал спектакль, видят ситуацию бегства Андрея, поступки Настены по-другому. Андрей – личность сложная и противоречивая, он ищет выход из ситуации, ищет возможности существования в окружающей действительности в совсем новой роли. На арену жизни становятся совершенно другие ценности. Однако свободы в нем нет, он не сможет не зависеть от сложившегося мироустройства, а уж тем более его изменить.

Актер Василий Реутов вводит зрителей в мир своего персонажа очень правдиво и реалистично. Мучения Андрея очень остры. Причем мы видим динамику образа. Если в начале перед зрителем предстает озлобленный герой, мечущийся и отрезанный из-за своего недоверия от общества, то к концу Андрей становится замкнутым. Его душа как натянутая струна. Стоит только затронуть тему звериного воя. В этом вся боль. Эти бессознательные действия выворачивают наизнанку всю душу героя. Одиночество теперь стало для него неизбежным финалом жизни. Необходимо также отметить, что актер не делает из своего персонажа героя. Идеализации образа нет и быть не может. Реутов делает характер острым, персонаж понимает, что мир окружающий его отвергает, пытаясь сломить, что в итоге и происходит.

После гибели Настены о сказочном мире речь идти уже не может, ведь она была его создателем. Она как белая пелена была, которая укрывала собой сцену. Но без нее и Андрей жить не сможет. Если же расценивать образ Настены более глобально, то Андрею нет места в этом мире. Финальный монолог героя представляет собой авторский текст. Надежды больше нет. Но зато есть место для нового героя совершенно иного типа. Новый герой не будет «беглецом», он посмотрит в глаза судьбе, искупив вину, которая, по мнению общества, в нем есть.


Смотрите также:
 «ВИШНЕВЫЙ САД»
 «ВАССА»
 «СЛИШКОМ ЖЕНАТЫЙ ТАКСИСТ»
 «ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
 «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: