«ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
Известная булгаковская пьеса претерпела немало постановок, поскольку является одной из самых известных и популярных..
Ощутим в трагедии «Гамлет» и опыт комедий |
11-11-2024 |
Ощутим в трагедии «Гамлет» и опыт комедий; тут и фарсово очерченная пара могильщиков, и буффонно обрисованный придворный Озрик, и сдобренные комическими чертами Полоний, Розенкранц и Гильденстерн. Все это придает суровой атмосфере действия ощущение реальности жизни, в которой существует Гамлет. Да и сам он великий мастер саркастических шуток. Его остроты могли бы сделать честь любому персонажу комедии, а его притворное сумасшествие — комическая игра внутри трагической ситуации. Юмор Гамлета, часто язвительный и безжалостный,— яркое подтверждение человечности этого характера, и можно сказать, что Гамлет (по комедийной линии) собрат Меркуцио с его злым подтруниванием и даром импровизации.
И наконец — опыт трагедии. Он был у Шекспира скромным. Поворот к трагическому мироощущению, пережитый Ричардом II, не изменил, как мы помним, общего характера пьесы, выдержанной в жанре хроники. К созданию нового типа трагического героя Шекспир приблизился в «Юлии Цезаре», но политическая заданность темы и однолинейность ее развития не позволяют видеть в «римской хронике» непосредственную предшественницу нового типа национальной английской трагедии.
Строго говоря, роль предшественницы может взять на себя только «Ромео и Джульетта» — именно здесь был впервые осуществлен принцип пересечения жанров. Нельзя не заметить и определенную связь между Ромео и Гамлетом: ведь юноша из Вероны не только переживает свое несчастье — он уже начинает задумываться над его причинами. Но «плацдарм раздумий» Ромео и Джульетты ограничен личными драмами, и юные любовники являются героями трагедии, но не трагическими героями. Гамлет же, переживая личное горе, неустанно расширяет поле своих раздумий, вынося мысль далеко за пределы драмы в Эльсиноре. Его прозрения и выводы трагичны по самой своей сути. «Распалась связь времен» — этим сказано все. И не только о времени, но и о самом себе.