Эпическое бытие

29-03-2024

+++патетический голос в трагедии+++

---говорил только один король, ныне у него появился подголосок---

Так на своем драматическом этапе действие сплелось двойным узлом. Да, семейные связи рушатся не только у подножия трона — под каждой крышей. Глостер винит в этом судьбу — «солнечные и лунные затмения». Но тут действует не злая судьба. Сами люди выворачивают время из суставов и направляют его движение так, как им это выгодно.

Эти люди обладают крепким умом и твердой волей, им смешны «обожравшиеся благополучием» простаки, которые валят все свои беды на луну и звезды. Эдмунд почти открыто пародирует рацею родителя и в два приема загоняет доверчивого брата Эдгара в капкан. Цель у него вполне конкретная — завладеть землями законного наследника.

Но планы у негодяя пограндиознее. У новой силы тоже есть порыв.

Приступая к своему низкому делу, Эдмунд восклицает:

Природа, ты моя богиня! В жизни Я лишь тебе послушен.

Таким патетическим голосом в трагедии пока что говорил только один король, ныне у него появился подголосок. Произнесено то же самое заклинание. Но для Лира природа — это закон бытия, это вселенная, это «веленье звезд». Для Эдмунда же природа сугубо конкретна — это его мозг, его мышцы, его чресла. Это его жажда самоутверждения. Отвергнув «проклятья пережитков» (так именуются законы морали), он дает ход своим силам.

Пусть сетуют блаженные: «Наше лучшее время миновало» (это говорит Глостер). Эдмунд так не думает. Его программная речь заканчивается по-другому: «Я в цвете сил. Я подымаюсь в гору».


Смотрите также:
 В XIX веке раскрылась поразительная способность шекспировского героя
 Себастьян и Антонио — это ненавистные Шекспиру циники
 Заслужил ли Полоний сам по себе казни или он жертва обстоятельств?
 Шекспир резко меняет тональность действия
 «Весна всегда царит в стране моей...»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: