Невозможность излить себя

Раздел: Статьи

Невозможность излить себя — вот оно, впервые осознанное великое горе от ума. Лихорадочно мятущаяся мысль; мозг, освобожденный от прежних иллюзий, жаждущий активности, замкнут в самом себе. А ведь не реализованная духовная сила становится слабостью, не подтвержденная истина уже сомнительна...

Чаши весов — «быть» или «не быть» — в сознании Гамлета все время колеблются. Так мышление может попасть в круговорот дурной бесконечности. Порвавшись, «связи времен» оборвали, спутали и нити сознания. А это грозит уже безумием, не притворным, а истинным, ведет к трагическому смятению духа. «Трагедия — в противоборстве двух равно человеческих начал, в том, что Знающий человек обречен быть бездеятельным человеком»,— пишет о духовных муках Гамлета Л. Пинский, и критик прав. Но он не прав, считая, что «безумно, непоследовательно все поведение героя при дворе, после того как (еще в первом акте) он — для самозащиты и для достижения цели — принял решение притвориться безумным», что «грань между безумием мнимым и действительным в речах трагически больного героя — нередко зыбкая, спорная».

Да, грань зыбка, и все же не затемненное сознание, а проснувшийся мозг движет поступками Гамлета, ведет его к достижению цели, а это значит, что в противоборстве. Знающего человека с бездеятельным побеждает (ценой мук и самой жизни). Знающий и Деятельный человек.


Смотрите также:
 В XIX веке раскрылась поразительная способность шекспировского героя
 Шекспир резко меняет тональность действия
 Лир безумен, но его безумие — особого рода
 Ощутим в трагедии «Гамлет» и опыт комедий
 Прощение — тоже оружие гуманизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: